Сельские кредитные кооперативы гуансийского уезда Хэн форсируют отрасль производства жасмина к высокому и углублённому развитию

Развитие сельской кредитной кооперации Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимошенко Н. Н.

В статье рассматриваются сущность, задачи развития и целевое предназначение кредитной кооперации, приводится история развития и сравнительная оценка деятельности кредитного кооператива с коммерческим банком.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимошенко Н. Н.

Текст научной работы на тему «Развитие сельской кредитной кооперации»

УДК 63 : 334 Н.Н. Тимошенко

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ

В статье рассматриваются сущность, задачи развития и целевое предназначение кредитной кооперации, приводится история развития и сравнительная оценка деятельности кредитного кооператива с коммерческим банком.

Сегодня актуальной становится задача создания такой системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, при которой кредиты были бы доступны даже мелким и наиболее отдаленным от банковских центров товаропроизводителям.

Задачей кредитных кооперативов является организация кредитного обслуживания своих членов на бесприбыльной основе; объединение денежных ресурсов членов кооператива для создания паевого капитала, получение по возможности дешевых кредитов членами кооператива; привлечение свободных денежных средств для хранения и др.

В таких странах, как Германия, Франция, Нидерланды, США, Канада, Япония, кредитная кооперация является противовесом коммерческим банкам, препятствует усилению их монополии, создает конкурентную среду на рынке финансовых услуг.

В настоящее время в России сложилась ситуация, когда государственных вложений в сельское хозяйство недостаточно, а кредит дорогой. Одним из путей решения этой проблемы является создание сельских кредитных кооперативов.

Становление кооперации в мире почти повсеместно проходило в такой последовательности: кредитная, снабженческо-сбытовая, сервисная, производственная.

Более чем 150-летняя история отечественной и зарубежной практики развития кредитных кооперативов свидетельствует о том, что кредитная кооперация позволяет мелким сельхозтоваропроизводителям найти альтернативный банку источник займов.

В 1865 г. в селе Даровитое Ветлужского уезда Костромской губернии братья Лучнины создали первое в России ссудо-сберегательное товарищество – так тогда именовали организации, сходные по принципам своей деятельности с сегодняшними кредитными потребительскими кооперативами. Речь идет о товариществе официально оформленном, имеющем утвержденный властями устав. В 1870 г. в России действовало 12 ссудо-сберегательных товариществ, в 1875 г. – 565, в 1880 г. – 902. Членами товариществ могли быть лица всех сословий, но были преимущественно крестьяне и мелкие ремесленники.

В России, согласно ст. 2 Положения от 1 июня 1895 г. «Об учреждениях мелкого кредита», существовали два вида товариществ для оказания финансовой поддержки: кредитные и ссудо-сберегательные. Капитал кредитных товариществ формировался на основе заемных средств от третьих лиц. Условием получения займа в кредитном товариществе служило принятие его членом на себя ответственности по долгам кредитного товарищества. Для получения займа в ссудо-сберегательном товариществе необходимо было внести определенный взнос в его основной капитал и принять члену такого товарищества на себя ответственность по его долгам.

На развитие деятельности кредитных и ссудо-сберегательных товариществ государством выдавались кредиты. Такие товарищества, кроме выдачи займов, занимались также иными видами деятельности, например, хлебозаготовительными операциями, имели собственные зернохранилища.

Особенно бурный рост кредитной кооперации приходился на те годы, когда Столыпинская реформа уже начала давать свои результаты. Новый класс крестьян-собственников нуждался в средствах для развития своего хозяйства.

С ростом числа кредитных кооперативов, увеличением их оборотов естественным было появление центров, объединяющих мелкие кредитные организации. Они создавались для перемещения капиталов между отдельными товариществами, привлечения средств со стороны, защиты интересов кооперативного движения во властных структурах.

Следующий этап интеграции заключался в создании единой системы при посредстве Московского народного банка, образованного в 1912 г. О его успехах говорит стремительный рост масштабов операций: 4 млн руб. – в 1913 г., 8 млн руб. – в 1914 г., 321 млн руб. – в 1917 г.

На 1 октября 1917 года в России насчитывалось 12114 кредитных товариществ, членами которых являлись 8162 тыс. человек и 4363 ссудо-сберегательных товариществ с количеством участников 2315 тыс. человек.

После окончания в 1920 году гражданской войны наметился рост сельскохозяйственных кооперативных объединений, осуществлявших функцию кредитования крестьян. К декабрю 1921 года в России их насчитывалось около 4000. Кредитные организации осуществляют финансирование сбыта, переработки и снабжение производственных товариществ.

На январь 1925 года финансовыми органами СССР было зарегистрировано 11,8 тыс. кооперативов, осуществляющих кредитование. К сожалению, в последующие годы эти основы развития кредитной кооперации были уничтожены.

Возрождение движения кредитной кооперации в России началось в начале 90-х годов ХХ века. Оно было связано с обострившейся для села проблемой кредита и необходимостью спасения сельского хозяйства при стремительно растущей инфляции. В сложившихся условиях сельские товаропроизводители были вынуждены приступить к созданию кооперативных учреждений на принципах самоуправления, взаимной помощи и субсидиарной ответственности по принятым на себя обязательствам.

Стартовой точкой легитимизации сельских кредитных кооперативов в современной России стало принятие ГК РФ, где в ст. 116 предполагалась возможность их создания как разновидности потребительского кооператива. Далее был принят ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», вступивший в действие с декабря 1995 года, с дополнениями и изменениями (1999, 2002, 2003, 2006 гг.), который определил, что кредитные кооперативы организуются для кредитования и сбережения средств членов кооператива. Однако этот закон не охватывает весь спектр вопросов о сельскохозяйственной кредитной кооперации. Действие данного закона не распространяется на сельских жителей и организации, которые не связаны с сельскохозяйственным производством.

Развитие сельской кредитной кооперации является альтернативой банковского кредитования на селе. Коммерческим банкам, включая Сбербанк России, экономически нецелесообразно развивать филиальную сеть в сельских районах и предоставлять кредиты субъектам аграрного предпринимательства, специфика деятельности которых обуславливает высокую длительность оборота вложений. А высокий риск и операционные издержки сельхозтоваропроизводителей и малого бизнеса в сельской местности делают их кредитование для подавляющего большинства российских банков малопривлекательным.

Даже если и некоторые коммерческие банки в какой-то мере сориентируют свою деятельность на кредитование агропроизводства, то они неизбежно столкнутся с рядом проблем: несвоевременность возврата кредита, невозможность выдачи ипотечного кредита под залог сельскохозяйственных земель и др.

В чем заключаются преимущества деятельности кредитного кооператива в сельской местности? Прежде всего, члены кооператива могут получать кредиты на более выгодных условиях, чем в коммерческих банках. Процентная ставка кооперативного кредита, как правило, минимальная. Устанавливается простая система залога, возможно выдача ссуды без него.

Кроме того, преимущество кредитных кооперативов состоит в том, что они расположены в непосредственной близости от мест жительства и производственной деятельности сельских жителей. Собранные средства остаются в районе функционирования кооператива и работают на местную экономику. Демократические принципы, на которых базируется деятельность кредитного кооператива, позволяют каждому из его членов, имеющему голос, контролировать использование внесенных в кооператив паев, поскольку органы управления выбираются из их состава. Обслуживание ограниченного круга лиц и субсидарная ответственность по обязательствам кооператива обуславливают снижение риска невозврата займов. Как показывает практика, инвестиционные риски в кредитных кооперативах также сведены к минимуму и чаще всего обеспечивается полный возврат ссуд.

Более полно сходства и отличия кооператива от банка представлены в таблице.

Хотя российские кредитные кооперативы еще очень малочисленны, не столь мощны по сравнению с другими кредитными организациями, уступая последним в финансовом, материально-техническом отношении, кадровом обеспечении, все же заметны неплохие перспективы их роста. Они оказались надежными и достаточно устойчивыми структурами в условиях банковского кризиса.

Процесс формирования общенациональной системы сельской кредитной кооперации сталкивается с определенными трудностями. Они обусловлены:

– недооценкой государственной властью роли кооперации вообще, кредитной в особенности;

– несовершенством действующего в России законодательства, препятствующего вхождению кредитной кооперации в существующее правовое поле;

– сильным противодействием коммерческих банков, не желающих видеть в кредитных кооперативах достойных конкурентов.

Сходства и отличия кредитного кооператива от коммерческого банка

Показатель Кредитный кооператив Коммерческий банк

Форма собственности Совместная коллективная

Принцип управления Демократичность управления (выборность, подотчетность и т.д.)

Цель деятельности Удовлетворение потребностей членов-пайщиков кооператива в кредите Прибыль

Организационно-правовая форма Потребительский кооператив Акционерное общество

Распределение прибыли Распределяется между пайщиками в соответствии с объемом их участия в деятельности кооператива; отчисление в резервный фонд Большая часть идет на увеличение пассивов банка; дивиденды акционерам; различные фонды (резервный, фонд акционирования работников и т.д.), а также на другие цели в соответствии с законодательством

Источники собственного капитала Паевые взносы членов кооператива Взносы акционеров в уставной капитал, прибыль

Вид предоставляемых услуг Кредиты членам кооператива Предоставление кредитов всех видов, ведение счетов физических и юридических лиц, другие виды финансовых услуг

Одной из главных причин проблем развития сельскохозяйственной кооперации является то, что люди, проживающие на селе, не всегда знают и понимают суть и преимущества кооперации. Необходимо широкое просвещение.

В идеологии кредитных потребительских кооперативов в качестве главного принципа выступает социальное партнерство, финансовая взаимовыручка, а не извлечение прибыли. Главная направленность стратегии развития кооперации в РФ – это улучшение качества жизни людей.

Реализация социально-экономической стратегии развития кредитного кооператива позволит:

– хозяйствующим субъектам и населению приобрести социально-экономический, политический и культурный статус в рыночной экономике, возвысить чувство хозяина;

– вовлечь в хозяйственный оборот денежные ресурсы сельского населения;

– обеспечить сельских жителей кредитными ресурсами;

– расширить спектр предоставляемых финансовых услуг;

– смягчить проблему безработицы в сельских районах;

– использовать специфическую форму коллективной ответственности для повышения кредитоспособности кооператива;

– повысить финансовую устойчивость и уровень платежеспособности фермеров и малого агробизнеса.

Большие надежды в деле развития сельской кредитной кооперации представители малых форм аграрного бизнеса связывают с началом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», по которому в 2006-2007 гг. намечалось организовать 2550 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 1000 кредитных. По состоянию на 1 сентября 2007 года в стране созданы 3328 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 1050 кредитных. В Красноярском крае с начала реализации национального проекта «Развитие АПК» организованы 124 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них только 3 кредитных. Самая высокая плотность размещения сельских кредитных кооперативов наблюдается в Центральном (в основном Белгородская обл.), Южном, Приволжском и Сибирском федеральных округах.

Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации происходит в соответствии с разработанной Минсельхозом России концепцией развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации и разработанными региональными программами при участии соответствующих министерств и ведомств, ре-

гиональных органов власти, региональных представительств Ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, Союза сельских кредитных кооперативов и Фонда развития сельской кредитной кооперации, а также при участии ОАО «Россельхозбанк».

Значение сельской кредитной кооперации на современном этапе существенно возрастает и является одним из важнейших условий успешного развития агропромышленного комплекса.

1. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ от 08.12. 1995 г.

2. Коновалов, М.В. Развитие сельской кредитной кооперации в России / М.В. Коновалов // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. – 2003.

3. Понаедова, Г.И. Развитие кредитной кооперации в России / Г.И. Понаедова // АПК: Экономика и управление. – 2005.

4. Тряхов, Е. Правовые основы создания и функционирования кредитных кооперативов / Е. Тряхов // Аграрная реформа. Экономика и право. – 2002.

УДК 336.47+336.467 Ю.А. Лютых, Е.В. Алькова

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ЗЕМЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ КАК ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Сложившиеся правовые и организационно-экономические условия в стране не в полной мере обеспечивают возможности для полноценного развития земельно-ипотечного кредитования. Залог земельных участков, как форма оборота и перераспределения земли, в абсолютном большинстве регионов, особенно в Сибири, практически отсутствует. Авторы статьи рассматривают реальные схемы реализации земельно-ипотечного кредитования.

Региональные и местные органы власти, хозяйствующие на земле, не ищут способ развития земельно-ипотечного кредитования. Особенно негативно это отражается на сельском хозяйстве, которое остро нуждается в инвестициях. Повсеместно, в средствах массовой информации, на депутатских форумах регионов, в органах власти, особенно в органах местного самоуправления, ведутся дебаты о диспаритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, отсутствии привлекательности сельскохозяйственной среды производства.

Можно констатировать, что сегодня не создана инфраструктура залога и оборота земель, особенно сельскохозяйственного назначения, без чего, на наш взгляд, трудно рассчитывать на перемены в этом важнейшем секторе экономики.

Практика развитых стран убеждает в том, что кредитные услуги, связанные с привлечением земель, могут успешно функционировать только тогда, когда:

^ создан и активно работает весь механизм правового обеспечения данного направления: собственность на земельные участки зарегистрирована в установленном порядке, обеспечивается платность землепользования; узаконены способы купли-продажи, аренды, условия залоговых операций и др.;

^ на высоком организационном и технологическом уровне поставлены учет земель, проведение их оценки, регистрации прав, определены и узаконены ограничения и сервитуты, то есть по существу создана земельно-кадастровая система, которая работает устойчиво на протяжении длительного периода времени;

^ высококвалифицированно работают участники земельного рынка. Ведется страхование, успешно и оперативно работают картографические, землеустроительные, геодезические частные государственные организации, информационные службы; т активно работают кредитные учреждения, земельные и коммерческие банки, заинтересованные в выдаче земельно-ипотечных кредитов, как в форме бизнеса.

О кооперативах Китая

Здравствуйте!

Прежде чем начать рассказ о кооперативах Китая, хочу поделиться с вами важнейшими событиями, которые происходят в настоящее время в Китайской Народной Республике.

О политической жизни в Китае

В ноябре 2012 года в Пекине состоялся съезд Коммунистической партии Китая.

На этом съезде, вторая держава мира радикально обновила своё руководство, избрав Генеральным секретарём ЦК КПК Си Цзиньпина.

5 марта в Пекине начало работу Всекитайское собрание народных представителей 12-го созыва (ВСНП – высший орган государственной власти Китая). Как стало известно, делегаты собрания путём тайного голосования избрали Си Цзиньпина новым председателем Китайской Народной Республики (КНР), а также председателем Центрального военного совета. Таким образом, он соединил в своих руках партийное, государственное и военное руководство в стране.

Избрание Си Цзиньпина главой государства завершает процедуру передачи власти «пятому поколению» вождей КНР, начатую на ноябрьском съезде партии. Новый глава Китая Си Цзиньпин предложил Всекитайскому собранию народных представителей избрать премьером Госсовета КНР Ли Кэцяна, и теперь депутаты должны утвердить его кандидатуру, его заместителей и руководителей ключевых ведомств.

В заключительный день работы ВСНП, 17 марта, председатель КНР выступит с первой официальной речью, после чего новый премьер, которым, вероятно, станет нынешний вице-премьер Ли Кэцян, даст первую пресс-конференцию.

Руководители, возглавившие Китай по итогам съезда, будут управлять страной ближайшие десять лет.

О Китайской Народной Республике

Китайская Народная Республика (КНР) является одной из крупнейших стран мира по занимаемой территории и самой большой но численности населения. Её площадь — 9,6 млн. кв. км, что составляет 6,5% площади земного шара. КНР по территории занимает третье место в мире после России и Канады, приблизительно соответствуя размерам Европы (без стран СНГ). Протяжённость сухопутной границы КНР — 22,8 тыс. км. Страна расположена в восточной части Азии, омываемой водами западных морей Тихого океана. Общая площадь территориальных вод — 4,73 млн. кв. км. Общая протяжённость береговой линии составляет 32 тыс. км.

Согласно Конституции КНР территория страны разделена на провинции, автономные области (районы) и города центрального подчинения. В настоящее время в Китае 4 города центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин), 23 провинции и 5 автономных областей. В составе провинций и автономных областей существует деление на автономные округа, уезды, автономные уезды и города. Уезды и автономные уезды делятся на полости, национальные волости и посёлки. Конституция предусматривает также возможность создания административно-территориальных единиц со специальным статусом — особых административных районов (ОАР).

Население КНР превышает 1,31 млрд. чел., по национальному составу подавляющее его большинство китайцы (ханьцы), однако в стране проживает ещё 55 национальностей разной численности, составляющих около 8% населения страны. КНР является унитарным многонациональным государством, в составе которого, кроме упомянутых пяти автономных областей (районов), 30 автономных округов и 124 автономных уезда, в которых осуществляется территориальная административная автономия. Кроме того, в составе государства два особых административных района — бывшая британская колония Сянган (Гонконг) и Аомэнь (или в другом произношении Аомынь) — бывшая португальская колония Макао. Суверенитет КНР над бывшими колониальными анклавами был восстановлен соответственно в 1997 и 1999 гг. По своему нынешнему статусу ОАР пользуются широкой автономией, из их компетенции исключены только вопросы обороны и иностранные дела.

Китайская Народная Республика конституировалась как республика советского типа, для которой характерно формальное верховенство представительных органов над всеми другими органами государства, объединение представительных органов в иерархические системы со строгим подчинением нижестоящих вышестоящим, осуществление многих полномочий представительных органов более узкими составами или исполнительными структурами, поскольку сессии редки, а подавляющее большинство депутатов не оставляет основной работы.

О высших государственных органах КНР

К высшим государственным органам КНР относятся Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), осуществляющее основную часть законодательных полномочий через свой Постоянный комитет (ПК ВСНП); Председатель Китайской Народной Республики, исполняющий вместе с ПК ВСНП функции главы государства; Государственный совет, называемый также Центральным народным правительством; Центральный военный совет (ЦВС), высший орган руководства вооружёнными силами страны, совпадающий по персональному составу с Военным советом (Военной комиссией) ЦК КПК; Верховный народный суд (ВНС), Верховная народная прокуратура (ВНП). Председатель КНР, Госсовет, ЦВС, ВНС и ВНП образуются ВСНП и подотчетны ему и ПК ВСНП.

Местными органами власти по Конституции являются местные собрания народных представителей (СНП), которые также осуществляют значительный объем своих полномочий через постоянные комитеты (ПК СНП), и местные народные правительства. На местах также функционируют судебные и прокурорские органы.

Государственный флаг КНР

Государственный флаг КНР является полотнищем красного цвета, в верхнем левом крыже которого изображены пять звёзд жёлтого цвета, четыре из которых, меньшего размера, расположены полукругом справа от большой звезды.

На государственном гербе КНР изображены Ворота небесного спокойствия (Тяньаньмэнь), озарённые созвездием из пяти звёзд и обрамлённые колосьями и зубчатым колесом. Согласно официальному толкованию герба он «символизирует новодемократическую революционную борьбу китайского народа со времени движения «4 мая» и рождение Нового Китая» (движение 4 мая 1919 г., от которого ведётся отсчёт новодемократической революции, начался студенческими выступлениями на площади у Ворот небесного спокойствия). Зубчатое колесо и колосья означают союз рабочего класса и крестьянства.

Теперь немного о кооперативном движении в Китае. Информация об этом очень скупая и здесь привожу то, что нашёл.

Первые кооперативы в Китае были организованы в 1912 году под влиянием революционного вождя Сунь Ят-сена и его лозунгом «Демократия, национализм и социализм». Они развивались здесь по подобию кооперации других стран, расходясь по различным кооперативным секторам и распространяясь по разным частям государства. В течение четверти века уже было принято кооперативное законодательство, правительство создало управление кооперации и был учреждён национальный кооперативный союз, объединивший 47 тыс. кооперативов, в которые входили свыше 2 млн. членов. Развитие шло широкими шагами и во время японо-китайской, и в годы Второй мировой войн, причём происходил быстрый рост промышленных кооперативов. По некоторым сведениям, к 1944 году существовало 160 тыс. первичных кооперативов с численностью членов более чем 15 млн. человек. После победы коммунистов в ходе гражданской войны в 1949 году положение в корне изменилось: кооперативное развитие с этого момента пошло в основном по советской модели, ограничиваясь снабженческими и сбытовыми кооперативами.

В настоящее время (1999 г.) снабженческие и сбытовые кооперативы Китая имеют общее количество членов, равное 180 миллионам домохозяев, или почти 80% всех хозяйств по стране; паевой членский капитал составляет 24,5 миллиарда юаней. Ныне имеется 31 провинциальная и 2100 местных федераций этих кооперативов; 29500 первичных обществ и более чем 10000 специализированных кооперативов с персоналом в 4,55 миллиона человек и совокупным имуществом свыше 80 миллиардов юаней.

Китайские снабженческие и сбытовые кооперативы являются кооперативными экономическими организациями, костяк которых составляют крестьяне. За годы развития они создали сеть обслуживания, покрывшую всю страну, тесно связавшую все сельские районы и города, сеть, которая может похвалиться мощной экономической силой и которая играет очень важную роль в обслуживании китайского сельского хозяйства, способствует развитию села, содействует крестьянам в их жизни и труде.

О формировании частного сектора в Китае рассказывает руководитель Центра современной истории и политики Китая, ведущий научный сотрудник ИДВ РАН Дмитрий Анатольевич Смирнов.

«При этом в Китае не было ни шоковой терапии, ни обвальной приватизации. Формирование частного сектора происходило на основе кооперативов, на основе коллективных хозяйств. Постепенно, поэтапно, в 90-е годы страна перешла к акционированию государственных предприятий. Сегодня этот процесс ещё не завершён. Пошли по пути создания целой отрасли поселково-волостных предприятий. Это небольшие предприятия, которые выпускали продукты, обувь. Значительная часть этой обуви поставлялась в Россию, особенно в 90-е годы. Продукция была простая, не требующая квалифицированной рабочей силы, больших оборотных средств, больших производственных затрат. Все это происходило под патронажем государства, местных властей и позволило занять десятки миллионов крестьян.

Поселково-волостные предприятия были, конечно, ресурсоёмкими, загрязняли окружающую среду. Но, тем не менее, свою роль они сыграли, дали средства к существованию десяткам, а может быть, и сотням миллионов семей».

Активная поддержка эксперимента по реформированию сельских кредитных кооперативов.

Такое реформирование непосредственно затрагивает интересы крестьян, оказывает влияние на сельское хозяйство и развитие экономики деревни. По распоряжению Госсовета с первого полугодия 2003 г. соответствующий эксперимент проводится в провинциях Шаньдун, Цзилинь, Чжэцзян, Гуйчжоу, Цзянси, Шэньси, Цзянсу и в г. Чунцин. В целях поддержки развития сельских кредитных кооперативов Народный банк Китая провел несколько специальных выпусков векселей и принял соответствующие постановления. После осуществления реформы данные учреждения должны избавиться от исторического бремени и стать современными предприятиями с хорошей структурой.

В условиях осуществления современной китайской аграрной реформы, одним из основных направлений которой является формирование многоканального рынка сельского капитала, важное значение имеет развитие системы сельской кредитной кооперации. Несмотря на то, что кредитные кооперативы в сельской местности функционируют с 70-х годов XX века, до недавнего времени они не играли значительной роли в кредитовании сельского хозяйства, и лишь начавшееся в 1996 году реформирование системы сельских кредитных кооперативов позволило им стать вторым по объёму источником кредитования сельского хозяйства.

В соответствии с решением Государственного Совета Китая «О реформе денежной системы в деревне» 1996 года основной задачей реформы системы кредитных кооперативов является превращение кредитных кооперативов в настоящие кооперативные организации, восстановление их демократического управления, переход к самоокупаемости. Одновременно было признано, что одним из основных элементов банковской системы Китая должны являться городские и сельские кооперативные банки, созданные путём объединения городских и сельских кредитных кооперативов .

Сейчас в КНР действуют 55,9 тыс. кредитных кооперативов, система которых включает 31,9 тыс. отделений и 280,5 тыс. представительских пунктов .

Правовую основу функционирования сельских кредитных кооперативов в Китае составляют принятые Сельскохозяйственным банком и Народным банком Китая Временные положения «Об управлении финансовыми средствами сельских кредитных кооперативов» от 20.08.1987 года, Решение Государственного Совета КНР «О реформе денежной системы в деревне», в которых определяются основные начала реформирования и функционирования системы сельской кредитной кооперации. Кроме того, на сельские кредитные кооперативы распространяет своё действие закон КНР «О компаниях» от 29.12.93 года.

Осуществление депозитарных, кредитных и расчётных операций кредитных кооперативов происходит на основании закона КНР «О коммерческих банках» от 10.05.95 года.

Помимо этих правовых актов, важным источником правового регулирования сельской кредитной кооперации является нормальный устав сельского кредитного кооператива, утверждённый Народным банком Китая в 1996 году.

Пожалуй и всё о кооперативном движении в Китае.

Мировой опыт развития сельскохозяйственной кооперации

Важнейшей чертой развития агропромышленного комплекса в развитых странах на современном этапе является кооперирование крестьянских хозяйств с общественным сельскохозяйственным производством.

Для активизации производственной деятельности крестьянских хозяйств необходим поиск путей улучшения материально-технического снабжения и обслуживания, развития снабженческо-производственно-сбытовой крестьянской кооперации, что требует разработки конкретных рекомендаций по практической реализации данной задачи с учетом сложившихся региональных условий.

Опыт Венгрии, Болгарии, Польши, Японии, США и Голландии свидетельствует, что техническая оснащенность производства позволяет мелким хозяйствам достигнуть высокой эффективности. Благодаря широкой механизации сельскохозяйственных работ американские фермеры увеличивают размеры своих хозяйств, повышают производительность труда. Составляя менее двух процентов от общей численности населения, они производят столько продукции, что не только кормят своих соотечественников, но и обеспечивают экспорт сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время в большинстве развитых капиталистических стран сельскохозяйственные кооперативы – это наиболее массовая экономическая организация фермеров. Кооперативное движение в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, Нидерландах и Японии характеризуется практически стопроцентным охватом сельскохозяйственного населения. Во Франции и ФРГ кооперативы объединяют не менее восьмидесяти процентов всех сельских предприятий.

В современной структуре сельскохозяйственной кооперации можно выделить объединения по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, снабжению средствами производства, кредитованию, производственному обслуживанию, а также кооперативы в сфере производства. В большинстве развитых стран значительные позиции принадлежат кооперации на стыке сельского хозяйства со смежными отраслями экономики. Особенно значительна роль фермерских кооперативов в организации сбыта продукции сельского хозяйства, как в целом, так и отдельных ее видов. В ряде случаев кооперативы организуют переработку и сбыт специализированной продукции, идущей как на внутренний рынок, так и на внешний, создавая соответствующие производственно-сбытовые системы.

Во Франции, Италии, Португалии и Германии, виноделие которых во многом определяет конъюнктуру на мировом рынке вина, 35 – 46% (во Франции до 70%) его производства и сбыта осуществляют кооперативы. В Нидерландах, дающих треть мирового производства крахмала, кооперативные организации обеспечивают основную часть его переработки и сбыта, поставляют на рынок 75% шампиньонов и цветов. Датские кооперативы сбывают 98% пушнины. Производимая индивидуальными фирмами продукция, как правило, направляется на переработку на принадлежащие кооперативам предприятия, которые так же учитываются статистикой в сфере промышленности. Поэтому высокий удельный вес кооперативов в сбыте сельскохозяйственной продукции свидетельствует о том, что они контролируют и значительную часть пищевой промышленности. Так, например, в Дании, Финляндии, Нидерландах, Франции и Швеции кооперативный сектор обеспечивает 45 -50% объема продукции пищевой промышленности. В сферу кооперативной деятельности почти целиком входит такая важная отрасль пищевой промышленности, как переработка молока. В ряде стран кооперативы имеют высокий удельный вес в переработке мяса (Скандинавия), зерновых (Швеция, Нидерланды, Франция), овощей и фруктов (Дания, Нидерланды, Бельгия, Франция, Германия), оливкового масла (Франция, Испания), спирта (Франция, Швеция).

Кооперативная пищевая промышленность развитых стран отличается, как правило, высоким техническим уровнем и высоким качеством продукции. Стабильная доля кооперативного сектора в производстве продовольственной продукции является свидетельством того, что в условиях жесткой конкурентной борьбы кооперативы постоянно совершенствуют производственную базу принадлежащих им предприятий пищевой промышленности путем перехода к глубокой переработке сельскохозяйственного сырья на основе безотходной технологии, чутко реагируя на потребительский спрос и конъюнктуру рынка.

Другое важное направление кооперативной деятельности – производственное снабжение фермерских хозяйств. На долю закупочно-снабженческих кооперативов в Единой Европе приходится примерно 50% объема поставок товаропроизводителям необходимых им средств производства. Основа кооперативной снабженческой деятельности – обеспечение минеральными удобрениями и кормами. Доля таких кооперативов в США, Франции, Германии, Нидерландах, Швеции, Дании и Норвегии составляет 50 – 65%. В ряде стран кооперативам принадлежит существенная роль в снабжении фермеров семенами. Например, в Дании на их долю приходится 35% поставок всего семенного материала, в Ирландии – 55%, в США – 15%, во Франции – 73%. Следует отметить, что в современных условиях для кооперативного движения характерны тенденции к диверсификации деятельности кооперативов различных видов, к углублению связей между ними, совмещению в рамках одной кооперативной организации нескольких функций по экономическому обслуживанию фермерских хозяйств. Например, в Германии около 60% кредитных кооперативов одновременно занимаются сбытовыми и снабженческими операциями. Развивая технологии переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, обеспечивая производственное снабжение фермерских хозяйств, кооперативы способствовали созданию современной инфраструктуры продовольственной сферы, включающей не только пищевую промышленность, но и механизированное транспортное и складское хозяйство. Избавление фермера от трудностей, связанных со сбытом продукции и приобретением средств производства позволяет повысить эффективность фермерского производства, а от этого в конечном итоге зависит и продуктивность аграрного сектора в целом. Помимо специализированных кооперативов, разнообразную деятельность по производственному обслуживанию фермеров ведут также сбытовые и снабженческие кооперативы.

Во всех развитых капиталистических странах кооперативы ведут широкую консультационно-информационную деятельность на базе использования разветвленной сети учреждений и служб, связанных с научно-исследовательской работой, внедрением достижений науки в производственную практику. Так, в Нидерландах в системе кооперативных организаций имеется институт по изучению современных методов содержания и кормления домашних животных, институт птицеводства, несколько семеноводческих центров, широко разветвлена консультативная служба.

Опыт функционирования сельскохозяйственной кооперации в развитых странах свидетельствует о многообразии ее организационных форм и структур. Однако основу организационной структуры сельскохозяйственного кооперативного движения при всех условиях составляют базирующиеся на индивидуальном членстве первичные кооперативные организации. Осуществляя связи индивидуального фермерского производства со смежными отраслями экономики в рамках агропромышленного комплекса, они являются главным элементом системы кооперативного бизнеса. В целях повышения эффективности деятельности и для защиты своих интересов первичные кооперативы объединяются в союзы и ассоциации, создавая кооперативы кооперативов. В практике большинства развитых стран это объединение осуществляется по отраслевому, территориальному или территориально-отраслевому принципу.

Действуя в интересах своих членов, сельскохозяйственные кооперативы способствуют ускорению темпов индустриализации сельского хозяйства. Кроме того, развивая связи сельского хозяйства со смежными отраслями, кооперативы тем самым наиболее рентабельно используют аккумулируемые ими финансовые ресурсы, что способствует укреплению их позиций в борьбе с ростовщическим и посредническим капиталом. Создание собственной кооперативной системы кредитного обслуживания сельского хозяйства в ряде стран в известной степени способствует уменьшению их зависимости от коммерческих банков. Организуя в интересах фермеров систему обслуживания сельскохозяйственного производства и сбыта продукции, кооперативы действуют в то же время в интересах всего общества, нормальное функционирование которого невозможно без высокого уровня развития сельского хозяйства.

Разумеется, к такому высокому уровню кооперативное движение пришло не сразу. Для этого потребовалось не менее ста лет. Что касается России, то здесь можно отметить два периода некоторого оживления развития сельскохозяйственной кооперации: функционирование кредитных кооперативов в середине XIX века и специализированных кредитных кооперативов в период НЭПа. Однако цивилизованным формам кооперации в нашей стране так и не суждено было проявиться по известным причинам. И только в наши дни стала возрождаться сельская кредитная кооперация, так необходимая для развития агропредпринимательства. Но темпы ее становления пока слишком малы, чтобы говорить о развитии, как таковом. Например, на Урале, в прежнем его территориальном измерении, где проживает 20 млн. человек, нет ни одного сколько-нибудь заметного кредитного кооператива. А ведь именно с сельской кредитной кооперации начиналось развитие агрокооперации в ныне развитых странах.

Достаточно вспомнить Райфайзенские кредитные кассы в Австро-Венгрии. Имея дешевый кредит, крестьяне получают возможность развивать свои хозяйства, закрепляя свое положение участием в других кооперативах (производственно-перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, агросервисных, консалтинговых). Ведь зарубежный фермер является членом нескольких кооперативов, чем и сильна их агрокооперация.

Но, пожалуй, сила фермерской кооперации не только в этом. Огромное значение имеет развитие интеграции с другими сферами АПК и даже отраслями экономики. Например, несколько десятков тысяч шведских фермеров, объединив свои средства через кооперацию, скупают контрольные пакеты акций комбикормовых и перерабатывающих предприятий, машиностроительных фирм и даже нефтеперегонных заводов и становятся мощными кооперативно-корпоративными структурами, работающими на интересы фермерства.

Именно такое направление развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции следует считать стратегическим и для нашего многомиллионного крестьянства России – страны, являющейся родиной всемирно известного экономиста-аграрника Александра Васильевича Чаянова, расстрелянного в 30-е годы XX века за свои идеи крестьянской кооперации, идущей вразрез со сталинской псевдокооперацией. А ведь именно благодаря идеям и рекомендациям талантливого ученого зарубежная кооперация получила такое широкое развитие.

Развитие сельского хозяйства в России: реалии и перспективы

В русской глубинке, на окраине Владимирской области, проживает выходец из Южной Дакоты, Джастин Ирвин, также известный как Большой Волк. Американец вместе с семьей возделывает землю, выращивает птицу и скот и мечтает о процветающем крестьянском хозяйстве. Продвинутым жителям мегаполисов эта история может показаться утопией, а между тем, ряды тех, кто видит себя сельхозпредпринимателем, пополняются, люди отправляются открывать свое дело в село. А расхожее мнение о том, что сельское хозяйство в России неэффективно, покрывается паутиной десятилетий и отправляется в архивную папку, озаглавленную: «Мифы».

На сегодняшний день сельское хозяйство является одним из немногих быстрорастущих секторов экономики. В кризисный 2015 год эта отрасль была практически единственной, продемонстрировавшей убедительный рост — 2,9% к показателям предыдущего года. Однако за вселяющими надежду цифрами стоят не только перспективы, но и прячется ряд острых проблем.

Основные тенденции развития сельского хозяйства

Неудачная политика сельского хозяйства, проводимая в 90-е годы, отложила отпечаток на отрасль в целом, однако в 2000-е годы ситуация нормализовалась в связи с оказанием фермерам государственной поддержки и налаживанием системы агрострахования и кредитования, показатели развития отрасли начали расти.

Итоги 2015 года продемонстрировали превышение целевых значений Государственной программы, индекс производства сельхозпродукции во всех категориях хозяйств составил 103%. Валовый сбор зерна оказался на отметке 104,8 млн т, что превышает ожидаемый показатель Госпрограммы почти на 5%. Производство скота и птицы в 2015 году достигло 13,5 млн т, превысив значение 2014 года на 4,2%. Производство яиц выросло на 1,6%.

Это важно

Благодаря росту производства отечественной сельхозпродукции и введению Россией эмбарго в отношении ряда стран, в 2015 году сократился импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Объем импорта продукции в 2014 году составил 39,9 млрд долларов США, в 2015 году он сократился до 26,5 млрд. За год на 30% снизился импорт свежего и мороженого мяса, на 44% — свежей и мороженой рыбы, на 36,5% — сыров и творога. При этом большая часть импортной продукции проходится на страны дальнего зарубежья и СНГ.

В 2015 году вырос экспорт сельхозпродукции: мяса птицы и свинины — на 20%. Возросла доля экспорта пшеницы и масла подсолнечного. Большая часть экспорта пришлась на страны дальнего зарубежья и СНГ.

В настоящее время ведется активная поддержка экспорта (институтами «ЭКСАР», «РОСЭКСИМБАНК», «Российский экспортный центр»). Наиболее перспективными экспортными позициями в 2016 году являются:

  • свинина и мясо птицы;
  • зерновые (пшеница, ячмень);
  • рыба и морепродукты;
  • растительные масла.

Одной из основных тенденций развития сельского хозяйства является техническая модернизация отрасли . Но в 2017 году прогнозируется небольшое снижение ее темпов, обусловленное девальвацией рубля и ростом стоимости импортного оборудования. Другим важным направлением является субсидирование сельхозтоваропроизводителей . Государство поддерживает тепличное овощеводство, свиноводство, развитие родительского стада, семеноводство и т. д.

Кстати

Интенсивное развитие тепличного овощеводства стало актуальным вследствие ухудшения отношения с Турцией. Однако спрос на внутреннем рынке недостаточен — среднестатистический россиянин потребляет свежих несезонных овощей в 2 раза ниже нормы — 11 кг в год.

Высокий уровень субсидирования сельского хозяйства привлекает на агрорынок крупных инвесторов. Однако и в области субсидирования остается нерешенным ряд проблем, к примеру, нерациональное распределение субсидий (выделяется значительная часть субсидий на поддержку животноводства, при этом остается неохваченной сфера кормопроизводства и т. п.). Аграрии давно жалуются на недостаточность субсидирования сферы модернизации и реконструкции хранилищ и теплиц.

Растет объем выданных кредитных ресурсов. В 2015 году предприятиям агропромышленного комплекса на проведение сезонных полевых работ было выдано кредитных ресурсов на сумму 263 млрд рублей (преимущественно «Россельхозбанком» и Сбербанком). В мае 2016 года показатель выданных кредитов вырос вдвое по сравнению с аналогичным периодом в 2015 году. Однако несмотря на официальную статистику увеличения объемов кредитования, уровень в среднем по стране снижается — финансируются крупные приоритетные проекты, а мелким крестьянско-фермерских хозяйствам (КФХ) по-прежнему сложно добиться государственной поддержки, приходится сталкиваться с бюрократизацией системы и многими подводными камнями: множество справок, различные экспертизы, скрытые условия, которые не прописываются в официальных документах.

В целом отрасль сельского хозяйства в России стабильно развивается, однако остается множество нерешенных вопросов. Производственные показатели ежегодно растут, однако на этом фоне основной проблемой в 2017 году может стать несоответствие спроса и предложения. На всех рынках в 2017 году отмечается снижение потребительского спроса, связанное с ухудшением платежеспособности населения. А это, в свою очередь, может привести к переполнению рынка и снижению цен на сельхозпродукцию.

Рассмотрим основные векторы развития отрасли и пути решения некоторых проблем, обозначенные в Государственной программе.

Цифры и факты

Несмотря на рост показателей отрасли, низкой остается заработная плата работников сферы сельского хозяйства. Так, в 2016 году она составляет 16 000 рублей в месяц.

Программа развития сельского хозяйства до 2020 года

В июле 2012 года произошло два крупнейших значимых события в сфере сельского хозяйства: во-первых, Россия присоединилась к ВТО, во-вторых, была утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» (далее — Госпрограмма). Ее приоритетными направлениями являются:

  • достижение продовольственной безопасности России;
  • ускоренное импортозамещение мясной, молочной продукции, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции;
  • повышение конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынках;
  • укрепление финансовой устойчивости предприятий АПК;
  • повышение эффективности использования земельных ресурсов;
  • экологизация производства;
  • в социальной сфере — развитие сельских территорий;
  • в институциональной сфере — развитие продуктовых подкомплексов и территориальных кластеров;
  • в научной и кадровой сферах — формирование инновационного агропромышленного комплекса.

По результатам проведения Госпрограммы к 2020 году должно произойти повышение удельного веса российских продовольственных товаров в общих ресурсах продовольственных товаров: зерна — до 99,7%, свекловичного сахара — до 93,2%, растительного масла — до 87,8%, картофеля — до 98,7%, мяса и мясопродуктов — до 91,5%, молока и молокопродуктов — до 90,2%.

Общее увеличение продукции сельского хозяйства всех категорий в 2020 году по отношению к 2012 году должно составить 24,8%. Уровень рентабельности сельхозпредприятий должен повыситься на 10–15%. Доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны — до 55%. Увеличение производства картофеля — до 6 млн тонн, овощей открытого грунта — до 5,2 млн тонн, овощей защищенного грунта — до 1,4 млн тонн.

Также к 2020 году планируется увеличение площади многолетних насаждений на 65 000 гектаров.

Согласно Госпрограмме всего на развитие сельского хозяйство выделено 1,5 трлн рублей — сумма недостаточная — она не соответствует обязательствам РФ по развитию отрасли по нормам ВТО. Однако доклады региональных органов о предварительных итогах реализации Госпрограммы демонстрируют высокие показатели, соответствующие заявленным в Программе.

Ключевые направления развития сельского хозяйства в 2017 году

В продолжение темы анализа госпрограммы рассмотрим детальнее наиболее актуальные направления развития отрасли в 2017 году.

Импортозамещение в сельском хозяйстве

На сегодняшний день и в ближайшей перспективе импортозамещение является одним из ключевых и наиболее актуальных направлений развития сельского хозяйства. Импортозамещение приобрело особое значение после того, как в 2014 году Россия в ответ на санкции европейских стран, США, Канады, Австралии и Японии запретила импорт ряда продуктов, среди которых: мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо домашней птицы, мясо соленое, копченое, сушеное, рыба, ракообразные, моллюски, молоко и молочная продукция, сыры, творог на основе растительных жиров, овощи, корнеплоды, фрукты, орехи.

По словам Министра сельского хозяйства Александра Ткачева, сегодня на прилавках магазинов 80% продуктов питания — отечественного производства и лишь 20% — зарубежного. По прогнозам Министра, в 2017 году урожай зерновых превысит 100 млн т, при том что внутренняя потребность в зерне оценивается в 70 млн т. Избыточным в 2017 году ожидается и урожай гречихи. Важно наращивать производство мяса скота и птицы, молока, овощей, плодово-ягодной продукции, винограда. Достаточных для внутреннего рынка показателей производства мяса и птицы планируется достичь через 2–3 года, молочной продукции — через 7–10 лет. Полное обеспечение российских потребителей отечественными овощами и фруктами прогнозируется через 3–5 лет.

Продовольственное эмбарго: 2 года спустя…

На прилавках покупателю больше всего не хватает следующих импортных продуктов:

  • сыры (бри, камамбер, дор блю);
  • рыба и морепродукты (тунец, лосось);
  • овощи и фрукты;
  • орехи и сухофрукты;
  • конфеты и другие сладости (арахисовое масло).

Повышение роли государства в развитии сельского хозяйства России

За последние несколько лет сельское хозяйство получило серьезный импульс для развития со стороны государства. Новые меры аграрной политики, зафиксированной в Госпрограмме, сводятся к активному участию государства в распределении и перераспределении денежных доходов в сельском хозяйстве, повышению уровня финансирования сельского хозяйства с усилением роли регионального финансирования, сезонному и универсальному кредитованию отрасли в рамках господдержки, обязательному госстрахованию сельского хозяйства (страхование рисков гибели или потери урожая и животных).

Сельхозтоваропроизводителям оказывается свыше 30-ти видов господдержки, одни из основных — субсидирование части процентной ставки по долгосрочным кредитам и погектаровая поддержка (субсидии рассчитываются из показателей урожайности с одного гектара).

Государство разработало ряд мер, нацеленных на поддержку начинающих фермеров: гранты на создание хозяйств (до 1,5 млн рублей и единовременную помощь на бытовое обустройство до 300 000 рублей), субсидирование инвестиционных кредитов, субсидирование части первого взноса по лизингу сельхозтехники.

Некоторые банковские институты, такие как «Россельхозбанк», постоянно обновляют линейку финансовых продуктов, направленных на развитие аграрного бизнеса (займы под залог скота, зерна или спецтехники, ссуды на приобретение земель, развитие пищевого и перерабатывающего бизнеса). Для представителей малого и среднего бизнеса действует ставка по годовому кредиту — от 15,95%. Кредитный портфель «Россельхозбанка» за один год (2014–2015) вырос на 13,2% и достиг более чем полутора триллионов рублей.

Современный агропромышленный комплекс в России в большинстве своем существует за счет кредитных средств. Сегодня стоит острая проблема нехватки инвестиций, особенно в долгосрочной перспективе.

Привлечение инвестиций

В текущем году проблема инвестирования является одним из основных ограничителей развития АПК. Несмотря на в целом благоприятную ситуацию, низкая доходность подавляющего количества сельхозпредприятий не позволяет надеяться на значительный приток инвестиций. Но инвесторов могут заинтересовать те сферы, для работы в которых компании получат субсидируемые кредиты, прежде всего это свиноводство, тепличное овощеводство, семеноводство, а также сферы производства продукции, ориентированной на экспорт (зерно и масличные).

Инвестирование практически в любой сегмент АПК является рискованным, однако, по мнению экспертов, 2017 год окажется удачным для вложений в производство молочной продукции (в частности сыров), свинины, птицы, рыбы.

Государство стимулирует приток инвестиций в АПК путем принятия новых мер. Так, замещение части прямых затрат по капитальному строительству предполагает возмещение средств инвестору до 20%. По отдельным проектам в области овощеводства инвесторы получат возмещение уже в этом году. В 2017 году на эту меру поддержки государство планирует выделить 16 млрд рублей.

На заметку

Средний срок окупаемости инвестиций в АПК — 4–5 лет.

Развитие собственной научной базы и технологичности отрасли

Основополагающим фактором для развития сельского хозяйства является подготовка квалифицированных кадров. Поэтому сегодня важно становление аграрных вузов. На данный момент в России действует 54 аграрных вуза, в общей сложности они выпускают по 25 000 специалистов ежегодно, что должно покрывать потребность АПК в молодых кадрах.

В настоящее время проводятся исследования по совершенствованию форм ведения сельского хозяйства, изыскания в области селекции и генной инженерии, выводятся новые виды растений и животных, более устойчивых к вредителям, жизнестойких, обладающих высокими продуктивными качествами.

Кроме того, важно развивать сферу кормопроизводства и ветеринарию.

Развитие фермерства

Согласно статистике в России работает 355 000 сельхозтоваропроизводителей, более половины из них — это индивидуальные предприниматели и малые предприятия. По данным АККОР (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России), 38% сельских жителей в России хотели бы создать свое фермерское хозяйство.

Можно ли развивать фермерство в России? Безусловно, да. И тому есть наглядные подтверждения. Например, сегодня зоной интенсивного сельскохозяйственного производства является Орловская область, 90% всех земель региона — это земли сельхозназначения, в сельской местности проживает 300 000 человек, то есть 40% населения Орловщины. Развитие частных фермерских хозяйств — это направление, по которому движется отечественный АПК. Будущее сельского хозяйства России как за крупными предприятиями, так и за фермерами.

Все чаще и чаще со станиц прессы и с экранов телевизоров мы читаем и слышим о том, как пресытившиеся бешеным темпом мегаполисов горожане срываются с насиженных мест в поисках тихого семейного счастью на лоне природы. Это не значит, что они хотят жить в соломенной избушке и питаться черным хлебом с солью. Нет, они хотят обеспеченной, сытой, красивой жизни со всеми вытекающими составляющими — но при этом гулять в лесу, а не в сквере возле дома, купаться в реке, а не в хлорированном бассейне, пить парное молоко, а не пакетированное, воспитывать здоровых, розовощеких детей, а не болезненных геймеров-нелюдимов.

Конечно, рассуждения эти утрированы, но примеров того, как городские жители переезжают в село, более того — даже приезжают из-за границы, чтобы обосноваться в русской глубинке, — масса.

Так, овощевод из Якутска Хамид Исматуллаев работал таксистом, затем занимался поставками и вот несколько лет назад решил открыть собственное хозяйство по выращиванию огурцов, помидоров и зелени. Сегодня у него 6,5 гектаров земли закрытых теплиц, а также открытый грунт. Он является постоянным поставщиком продукции на рынок своего региона.

Наверное, многие слышали о Джастасе Уолкере, фермере американского происхождения из Красноярска, который наладил выпуск молочной продукции. На продажу он поставляет кефир, йогурты, сыры и свежее молоко. Уолкер говорит, что в России выгодно заниматься сельским хозяйством, потому что средняя семья тратит на продуктовую корзину 30–40% своего ежемесячного дохода, тогда как в США — 8%. Фермер в России может получать высоких доход, даже имея совсем маленькое хозяйство. Самая большая сложность — это получение земли. Приходиться сталкиваться с непробиваемой бюрократической стеной.

Цитата

«В России тяжело получить землю — расскажите об этом американским или европейским фермерам, и они подумают, что вы шутите!» (Дж. Уолкер)

Государство стимулирует развитие всех форм фермерства в России, и система отвечает взаимностью — рост показателей производства в сельском хозяйстве стабилен, несмотря на непростую политическую и экономическую обстановку. Вместе с тем в АПК остается ряд нерешенных острых проблем: низкий уровень доходности, закредитованность сельхозтоваропроизводителей, достаточно высокие процентные ставки, недостаточность модернизация и обновления технической базы. Государственная программа развития сельского хозяйства, утвержденная в 2012 году, должна решить большую часть проблем, выработать эффективную продовольственную политику, повысить эффективность сельхозпроизводства и конкурентоспособности отечественной продукции.

Рос­сий­ский ры­нок стал за­крыт для им­пор­та не­ко­то­рых за­ру­беж­ных то­ва­ров. Од­на­ко это не зна­чит, что «за­кры­ты­ми» долж­ны стать и умы аг­ра­ри­ев — для им­пор­та идей за­ру­беж­ных кол­лег. Да­же на­обо­рот, в пе­ри­од раз­ви­тия от­рас­ли об­ра­ще­ние к ино­стран­но­му опы­ту ак­ту­аль­но как ни­ког­да. К при­ме­ру, на За­па­де по­пу­ляр­на сис­те­ма за­мкну­то­го ти­па про­из­водст­ва «от по­ля до при­лав­ка», ко­то­рую сле­ду­ет раз­ви­вать и в Рос­сии.

От дискуссий к решениям. Парламент Якутии обсудил актуальные вопросы развития сельского хозяйства

Какие механизмы подходят для дальнейшего развития сельского хозяйства Якутии и поддержки фермеров обсудили народные депутаты Госсобрания (Ил Тумэн) с экспертами и работниками отрасли во время дискуссионной площадки «Открытый парламент» в Республиканском медиа-центре.

«Парламент старается проводить такие площадки, чтобы услышать от самих работников сельского хозяйства, трудящихся предложения по развитию отрасли. Мы в течение десяти дней их обсудим и внесем на решение постоянного комитета Госсобрания по аграрной политике. Каждое предложение запротоколировано, мы их изучим», — сказал председатель Госсобрания Якутии Петр Гоголев.

Он подчеркнул, что предложения, которые являются более эффективными, перейдут на стадию решения. Участники дискуссионной площадки затронули темы субсидий на молоко и поголовье скота.

«Можно отметить, что сегодня звучали те темы, которые уже обсуждались на телевидении, радио, в газетах. Поэтому нужно их уже «загвоздить» и совершить уже следующий шаг – конкретно перейти к проблемам, проработать механизмы», — сказал спикер парламента.

Министр сельского хозяйства республики Александр Атласов в своем выступлении отметил, что наступает переходный период по дальнейшему развитию сельского хозяйства и агропромышленного комплекса: «С 2012 по 2019 годы проработала программа развития сельского хозяйства, на протяжении ее действия она не раз была изменена. С 2020 по 2024 годы, по указу главы Якутии Айсена Николаева, в республике начинает работу новая программа по развитию сельского хозяйства. Кроме того, министерством сельского хозяйства начата программа комплексного развития отрасли. Мы тесно работаем с федеральными структурами, подписали 12 соглашений по развитию отрасли на сумму более 2,2 млрд рублей. Недавно глава Якутии дал поручения персонально каждому министерству. К примеру, нашему поставлена задача увеличить валовую сельхозпродукцию в этом году на 1% по сравнению с предыдущим. Во-вторых, обозначить новые механизмы по всем нашим направлениям работы. В-третьих, улучшить качество сельскохозяйственной продукции, произведенных в республике».

Он подчеркнул, что глава Якутии в своем послании озвучил ряд задач по сельскому хозяйству. Первая из них – обратить внимание на аграрное предпринимательство. В 2019 году начала работу новая программа для начинающих фермеров «Агростартап», в рамках нее на протяжении пяти лет из федерального центра будет предусмотрено более 600 млн рублей, соответствующее соглашение уже подписано. По региональной программе по этому направлению предусмотрено 116 млн рублей, по планам министерства, должны начать работу около 40 новых хозяйств.

«Кроме того, на семейные фермы предусмотрено 235 млн рублей. Мы произведем отбор и окажем помощь. Вторым поручением главы является Фонд развития агропромышленного комплекса в сельской местности. Проект программы уже имеется, сейчас он на стадии согласований у министерств», — резюмировал глава Минсельхоза.

Третьим поручением является программа по финансовому оздоровлению сельских хозяйств, исходя из поголовья КРС. Кроме того, с 2021 года планируется проработать механизмы по субсидированию молока.

«Мы обсудили актуальные вопросы развития сельского хозяйства в республике в рамках реализации послания главы республики Айсена Николаева. Как мы знаем, многие жители улусов сохраняют традиции, их основным видом деятельности является сельское хозяйство. Чтобы сохранить его, в 2021 году начнет работу новый механизм господдержки отрасли. Поэтому, в 2020 году мы должны подготовить наших работников сельского хозяйства. Работу в данном направлении мы начали в 2019 году, когда в селе Майя провели дискуссионную встречу с населением на тему дальнейшего развития отрасли. Сейчас Госсобрание республики проводит декаду. Мы понимаем, что жизнь в районах тесно связана с развитием сельского хозяйства, и мы должны продумать механизмы повышения доходов населения и их занятости», — поделился мнением председатель постоянного комитета парламента по селу и аграрной политике Андрей Находкин.

Научно-практический журнал

AGRICULTURAL COOPERATION IN INDIA: STATE SUPPORT AND MODERN CHALLENGES

Аннотация: За последние десятилетия Индия демонстрирует впечатляющий рост сельскохозяйственной кооперации, и в настоящий момент обладает крупнейшим в мире кооперативным сектором, в который вовлечены почти 300 миллионов человек. Своими успехами индийское кооперативное движение обязано прежде всего государственной политике, в которой кооперация считается приоритетным направлением. Благодаря помощи государства, индийские кооперативы получают преференции, такие как государственные закупки, приоритет в выдаче лицензий, государственные кредиты и участие государства в паевом капитале. Однако, избыточная роль государства в кооперативном движении имеет оборотную сторону в виде низкой эффективности кооперативов и недостаточной заинтересованности фермеров. Начавшаяся в 1990-2000 гг. либерализация кооперативного движения должна стать новым двигателем кооперативного развития в Индии.

Abstract: In the last decades, India has been experiencing an impressive growth of agricultural cooperation. Now Indian cooperative sector is the biggest in the world, with almost 300 million members. Success of Indian cooperation derives from essential government support, as since the acquisition of independence cooperation is one of the most important pillars of government’s socio-economic policy. However, too important role of the state generated significant weaknesses of Indian cooperation: low effectiveness, bad image due to corruption and mismanagement, not sufficient integration within product chains. The sector demands liberalization, which started in 1990-2000 and must give new incentives to the Indian cooperative movement.

Ключевые слова: сельскохозяйственная кооперация, сельское развитие, сельская местность, Индия, государственная политика

Keywords: agricultural cooperation, rural development, state support, India

Существенной особенностью сельскохозяйственной кооперации в Индии является то, что, в отличие от стран Европы и Северной Америки, где процесс кооперации фермеров происходил в большой степени благодаря запросу и инициативе самих фермеров («снизу»), в Индии идея кооперации исходила прежде всего от нового правительства независимой Индии, которое рассматривало кооперацию как связующее звено между частными производителями (фермерами) и государственными корпорациями.

На сегодняшний день Индия обладает крупнейшей в мире кооперативной системой. В 2015 г. число кооперативов составляло более 830 тыс., из них 141 тыс. кредитных и 692 тыс. не-кредитных кооперативов. В Индии насчитывалось 3,6 тыс. окружных кооперативных союзов, 399 объединений на уровне штатов и 17 отраслевых кооперативных федераций. Членская база кооперации составляла 275 млн человек, из них 121 млн человек – члены кредитных кооперативов и 154 млн – не-кредитных кооперативов. [4]

98% индийских деревень охвачены кооперацией. За последние 40 лет кооперативный сектор Индии показал значительный рост (Табл. 1). Как видно из таблицы, наиболее быстрый рост кооперативов пришелся на 1990-е гг.

Динамика индийской кооперации в 1984-2015 гг.

ГодЧисло кооперативов

(тыс.)

Членская база

(млн чел.)

1984-1985315,7142,1
1991-1992318,7148
1994-1995411,1197,8
1999 — 2000528,2228,7
2004-2005583,6242
2009-2010610,9263,6
2014-2015833,6275

В 2015 г. на кооперативы приходилось 17,5% сельскохозяйственного кредита, 36% поставок удобрений, 22% производства удобрений, 25% поставок пшеницы, 15% поставок риса, 9,5% реализации молока. Велик удельный вес кооперативов в производстве мороженого (45%) и продаже масла (49%).

Кооперативы играют значительную роль в обеспечении занятости. В 2012 г. в кооперативном секторе было занято более 13 млн человек. В обеспечении занятости кооперативный сектор (38%) уступает только государственному (39%) и превосходит частный сектор (23%) (данные 2010 г.). [3, 4]

Основные показатели кооперативной системы Индии (2014-15 гг.)

Число кооперативов833,6 тыс.
Из них не работающих46,9 тыс. (5,6%)
Число кредитных кооперативов всех типов141,2 тыс.
Число не-кредитных кооперативов692,4 тыс.
Общая членская база кооперации275 млн чел.
Число национальных кооперативных федераций17
Число кооперативных федераций штатов399
Число окружных кооперативных союзов3571
Число первичных кредитных кооперативов92,8 тыс.
Из них — работающих67 тыс. (72%)
Число деревень, охваченных первичными кредитными кооперативами629,8 тыс.
Членская база кредитной кооперации121 млн чел.
Доля государства в капитале первичных кредитных кооперативов7,5%

Государственная программа по развитию кооперации имела результатом взрывной рост числа кооперативов и их членской базы: со 180 тыс. кооперативов в 1950 г. до 830 тыс. в 2015 г.; с 15 млн человек до 275 млн человек.

Наиболее распространённым видом сельскохозяйственной кооперации в Индии является кредитная кооперация. В ее основе лежат первичные кредитные кооперативы (общества сельскохозяйственного кредита), работающие на уровне деревни. Кредитная кооперация охватывает практически 100% индийских деревень. Структура индийской кредитной кооперации многоступенчатая: кредитные общества объединены в кооперативные банки, действующие на уровне районов, те, в свою очередь, составляют кооперативные банки штатов. Государство играет ключевую роль в формировании капиталов кооперативных банков на всех уровнях, как путем владения долей капитала, так и путем предоставления государственных кредитов и субсидий.

Сбытовая кооперация получила широкое распространение в Индии в годы независимости как эффективное средство оптимизации агропродовольственной цепочки и борьбы с многочисленными посредниками. Развитие сбытовой кооперации помогло поддерживать более справедливые цены на аграрную продукцию, что в свою очередь повысило уровень жизни крестьян и сделало их более кредитоспособными.

По аналогии с кредитной кооперацией, сбытовая кооперация также организована в иерархическую структуру. Первичные сбытовые кооперативы, действующие на уровне деревни, объединены в центральные кооперативные общества, работающие на уровне округа, а те, в свою очередь, объединены в кооперативные федерации штатов. Четвертый, национальный, уровень – Национальная федерация сельскохозяйственных сбытовых кооперативов (NAFED).

Общее число сбытовых кооперативов в Индии — более 7 тыс. (2010), из них специализированных – 4,7 тыс. Кооперативы действуют в секторах овощей и фруктов, сбыта кокосов, табака и сахарного тростника. Членская база сбытовых кооперативов – 6,1 млн человек (2010). Доля государства в паевом капитале – 45,6% (58,6% в 1995 г.). Многие сбытовые кооперативы являются убыточными (2,4 тыс.). Число созданных сбытовой кооперацией рабочих мест оценивается в 39 тыс. (2010).

Основные характеристики сбытовой кооперации в Индии

2008-20092009-2010
Число многофункциональных сбытовых кооперативов25402524
Число специализированых кооперативов46404678
В том числе со специализацией:
Овощи и фрукты13291336
Хлопок142142
Табак253253
Кокосы4444
Сахарный тростник142150
Натуральный каучук3851
Кокосовые волокна500600
Растительные масла142142
Чай и кофе2929

Как и в кредитной кооперации, государство играет ведущую роль в работе всей кооперативной системы. Ему принадлежит значительная доля паевого капитала кооперативов, а также ведущая роль в закупках продовольствия.

С развитием сбытовой кооперации тесно связано развитие кооперативной переработки. Участие крестьян в переработке посредством кооперации позволяет им получить бóльшую долю в стоимости конечного продукта. Строительство кооперативных перерабатывающих предприятий способствует диверсификации сельской экономики, созданию новых рабочих мест для жителей сельских территорий [2].

Кооперация в сфере переработки получила наиболее широкое распространение в производстве сахара и молока.

В сахарной промышленности государство поддерживало создание кооперативных сахарных заводов, внося основной вклад в паевой капитал, а также обеспечивая техническую и финансовую поддержку. Государство обеспечивало приемлемый для производителей уровень цен, а также защищало внутренний рынок от импорта, что привело к быстрому росту кооперации в сфере переработки сахара [2].

Сахарные кооперативы формируют серьезное лобби в местной политике, особенно ярко это выражено в штате Махараштра, где депутаты крупнейших партий являются выходцами из сахарных кооперативов. В штате Махараштра сахарные кооперативы обеспечивают 95% производимого сахара. В 1950-х гг. здесь был построен первый в Азии кооперативный сахарный завод.

После обретения Индией независимости государство проводило индустриализацию, опираясь на преимущественное развитие кооперативного сектора. Кооперативные предприятия (сахарные заводы, молочные заводы) получали преимущество при выдаче государством лицензий, что ставило их в более выгодное положение по сравнению к частными предприятиями и способствовало росту кооперативного сектора. Лицензирование сахарной промышленности было отменено только в 1998 г. Политика лицензирования сыграла важную роль в быстром росте кооперативной сахарной промышленности.

Другим важным фактором роста кооперативного сектора было принятие правительством ограничений на размер используемых земель, что ударило по частным сахарным заводам, которые опирались на крупных землевладельцев. Излишки земель передавались под управление государственной компании. Таким образом, частный сектор постепенно вытеснялся из сахарной промышленности.

Кооперация по переработке сахарного тростника представлена 326 кооперативными заводами, членская база кооперация составляет около 6 млн человек. Кооперативными отношениями охвачены более 90% производителей сахарного тростника. Удельный вес кооперативного сектора в производстве сахара составляет 36,8%.

Кооперация в сахарной отрасли Индии (2014-2015 гг.)

Число сахарных заводов (всего)713
Число кооперативных сахарных заводов326 (45,7%)
Членская база, млн чел.5,8
Число первичных кооперативов, тыс.81,5
Доля членов кооператива в паевом капитале, %48,2
Доля государства в паевом капитале, %44,1
Доля кооперативов в производстве сахара, %36,8

Наибольших успехов перерабатывающая кооперация достигла в молочной отрасли. Молочный сектор – один из наиболее развитых кооперативных секторов в Индии. Индия является крупнейшим производителем молока в мире. В 2010-2011 гг. здесь насчитывалось 1,4 млн молочных кооперативов с общей членской базой 145 млн человек. Членская база молочной кооперации выросла с 90 млн человек в 1994-95 гг. до 151 млн человек в 2012-13 гг. [4]

Объемы переработки молока кооперативным сектором выросли с 10,3 млн л в день в 1994-95 гг. до 34,2 млн л в день в 2013-14 гг. На кооперативы приходится наибольшая доля продаж молока потребителям. Розничные продажи молока кооперативам возросли с 9,4 млн л в день в 1994-95 гг. до 29,3 млн л в день в 2013-14 гг. Лидирующим переработчиком молока в Индии является кооператив Gujarat, который выпускает широкий ассортимент продукции под брендом Amul.

Современная система молочной кооперации в Индии восходит к концу 1940-х гг., когда при участии правительств штатов стали создаваться и поддерживаться молочные кооперативы. Одним из первых успешных кооперативов, чей пример затем распространился по всей стране, стал молочный кооператив в штате Гуджарат с центром в городе Ананд.

«Национальный совет развития молочного производства», созданный в 1965 г. со штаб-квартирой в Ананде, дал начало программе, которая получила название «Операция «Наводнение». Эта программа, осуществлявшаяся в несколько этапов в 1970-90-х гг. XX в., заключалась в создании 30 тыс. молочных кооперативов по всей Индии; организации сети снабжения кооперативным молоком городов Индии; создании запасов молочного порошка и сливочного масла; строительстве кооперативных молокозаводов при участии правительств штатов; улучшении породного состава и численности молочного стада. [1, 2]

Суть «Операции «Наводнение» состояла в том, что правительство обеспечило связь мелких сельских производителей молока с городскими рынками через создание рыночной инфраструктуры и сети переработки, в результате чего снизились транзакционные издержки. Одновременно производились крупные государственные инвестиции в пункты сбора и заводы по переработке молока, эти инвестиции осуществлялись через кооперативные структуры.

Переработка молока на предприятиях различных форм собственности в Индии

Форма собственностиЧисло заводовМощность,
млн л в день
Доля в производстве молока, %
Кооперативная21832,4748,8
Частная36630,2645,4
Государственная393,875,8
Всего62366,6100

Молочная кооперация Индии организована, подобно другим видам кооперации, в иерархическую структуру, которая состоит из первичных кооперативов (на уровне деревни), районных кооперативных обществ (на уровне округа), кооперативных союзов на уровне штатов и национальной кооперативной федерации. Работа молочных кооперативов на всех уровнях финансируется, управляется и контролируется государственными органами.

Развитие молочной кооперации в Индии сыграло решающую роль в значительном росте производства молока в стране и обеспечении населения молочными продуктами. Так, за 20 лет с 1995 по 2015 гг. производство молока выросло в 2,5 раза. Поставки молока кооперативными предприятиями возросли с 2,6 млн л в день в 1980 г. до 37,8 млн л в день в 2015 г. Число молочных кооперативов выросло за 35 лет более чем в 10 раз (Табл. 8).

Индия – не только самый крупный производитель молока в мире, но и имеет одно из самых низких значений себестоимости производимого молока (20,5 долл. на 100 л в 2005 г., против 21,1 долл. в Новой Зеландии, 41 долл. в США и 52 долл. в Канаде). Душевое потребление молока в Индии возросло с 111 г в день в 1970-х гг. до 222 г в день в 2000-х гг. Кооперативы в Индии стали неотъемлемой частью социально-экономической системы, они обеспечивают поддержку доходов и уровня жизни сельских жителей, особенно во времена экономических рецессий, когда другие типы предприятий могут сокращать свою деятельность. Чтобы выжить в конкурентной среде, кооперативы строят свои бренды и расширяют ассортимент производимой продукции.

Развитие кооперации в Индии является чрезвычайно социально значимым вопросом, поскольку Индия до сих пор остается аграрной страной, где 72% населения проживает в сельской местности. На протяжении «патерналистского» этапа своего развития (50-80 гг. XX в.) кооперативная система Индии строилась во многом на социалистических началах, с ведущей ролью государства как в организации кооперативов, так и в управлении ими. С 90-х гг. XX в. произошел разворот кооперативной политики в сторону большей независимости и самостоятельности кооперативов. Экспертная группа при правительстве Индии тогда рекомендовала следующие меры:

  • Облегчить создание интегрированных кооперативных структур;
  • Сделать кооперативные союзы ответственными перед своими членами;
  • Минимизировать вмешательство государства в работу кооперативов;
  • Деполитизировать кооперативный сектор.

Основываясь на этих рекомендациях, в 2002 г. был принят «Закон о кооперативных обществах, действующих в нескольких штатах» (Multi State Cooperatives Societies Act), который провозглашал автономию кооперативов и их демократическое управление.

Развитие кооперации в ключевых сферах экономики, в первую очередь в агропродовольственной сфере, является одним из магистральных направлений социально-экономического развития Индии. Хотя за последние десятилетия достигнуты несомненные успехи в развитии кооперативного сектора, шаги в сторону повышения самостоятельности и экономической силы кооперативов могут помочь кооперативному сектору стать более эффективным и лучше способствовать решению актуальных проблем индийской деревни.

Ссылка на основную публикацию